Господь наш Иисус Христос,
Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование
императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Император Август повелел сделать
всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и
Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам,
племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и
праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как
происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город
Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме
они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В
известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы,
разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного
местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в
обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного
удобства — родился Богочеловек, Спаситель мира. Таинство странное вижду и
преславное,— с удивлением воспевает Святая Церковь,— Небо — вертеп;
Престол Херувимский — Деву: ясли — вместилище, в них же возлеже
невместимый Христос Бог (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая
Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, повит Его и
положи в яслех (Лк. 2). Но среди полночной тишины, когда все
человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве
Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада.
Им предстал Ангел Господень и сказал: Не бойтеся: се бо благовествую
вам радость велик, яже будет всем людем, яко родися вам днесь
Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове, и смиренные
пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему
до рабия зрака. Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям,
Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам
звездословцам, и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо
для него самого — преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира,
Богочеловеком. войдя в храмину, где был Младенец, волхвы — падше
поклонишься Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато (как царю), и
ладан (как Богу), и смирну (как человеку).(Мф. 2, 11).
Рождественский (Филиппов) пост
Рождественский пост
предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется
также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня
памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что мы
ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом,
чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить
явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв,
принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь
же строги, как и в Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены
мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник,
среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и
елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после
вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье —
разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время
Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие
праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в
храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на
вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу,
то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6
января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба
не благословляется.
6 января - Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).
Слово "навечерие" означает вечер
накануне праздника. А слово "сочельник" происходит от названия блюда из
вареной пшеницы, или риса, с медом - "сочива".
В церковной традиции Навечерием Рождества Христова, или
Рождественским сочельником, называют последний день Рождественского
поста, день, предшествующий празднику Рождества Христова.
И если цель
поста - помочь человеку сосредоточиться на духовной жизни, то задача
богослужений во время поста - настроить человека на правильную духовную
жизнь. Помочь человеку в том, чтобы его "духовное наполнение" в период поста стало спасительным.
Во время богослужений Рождественского поста в храмах читаются
отрывки из Священного Писания, рассказывающие о долгом ожидании
человечеством прихода Спасителя, о тех пророчествах, которые обещали Его
Пришествие. Эти отрывки из Ветхого Завета и Евангелия не просто
напоминают об истории человечества, они погружают нас в нее, приобщая к
общечеловеческой памяти. И чем ближе к Рождеству, тем сильнее
внутреннее напряжение: мы готовимся к встрече родившегося Христа.
Поэтому неслучайно, что день накануне праздника - Рождественский
сочельник - день самого строго поста. В этот день не принято есть "до
первой звезды". В Церкви "первая звезда" символизируется большой свечой,
которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма.
Вот после этого момента и разрешается вкусить пищу, но не всякую, а
только "сочиво" - отварные зерна пшеницы, или риса, с медом - блюдо,
которое и дало название сегодняшнему дню. А сам пост закончится только
после наступления праздника, то есть после ночной праздничной Литургии.
Так мы и физически, и духовно готовимся к встрече Спасителя.
На утрене или на вечерне Рождественского Сочельника принято
исповедоваться, с тем, чтобы чистыми и обновленными встретить
родившегося Христа.
|